Справка о Новой Гвинее
Новая Гвинея — второй по величине остров на Земле, расположенный в южной части Тихого океана. Культурная и, в особенности, лингвистическая картина острова очень пестрая. Население говорит на 867 местных языках, которые подразделяются на папуасские и австронезийские. Папуасы – самое древнее население Новой Гвинеи. Первые поселенцы оказались здесь предположительно более 40 тысяч лет назад. Земледелие на Новой Гвинее впервые возникло около 9 тысяч лет назад, причем независимо от других мировых земледельческих центров. Основы хозяйства — земледелие (батат — главная сельскохозяйственная культура), свиноводство, охота и собирательство. Новая Гвинея была открыта в 1526 году — за 80 до Австралии и на 116 лет раньше Новой Зеландии. Но вплоть до конца XIX столетия бóльшая часть этого огромного острова оставалась неизученной.
Насколько актуально наследие Миклухо-Маклая и стоит ли изучать его?
Даниил Тумаркин, руководивший отрядами советских экспедиций в XX веке, ответил на этот вопрос, приведя конкретный аргумент: «На примере бонгуанцев, жителей деревни Бонгу на Берегу Маклая, можно детально проследить развитие человеческой цивилизации начиная с периода каменного века, ведь при Миклухо-Маклае эти люди не знали о железе и пользовались каменными топорами». Каждый ученый, посвященный в эту тему, без раздумий отвечал: изучение наследия великого путешественника нужно и актуально не только для России, где хранятся бесценные и самые объемные коллекции материальной культуры, и дневниковые записи о жизни народов этого побережья, но и для всего человечества.
О видах научно-исследовательских экспедиций
Экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, советских и современных российских ученых носили преимущественно этнографический характер, уделяя при этом внимание другим областям наук и развитию культурных, гуманитарных, а также научных связей России и Папуа – Новой Гвинеи.
Для начала нам необходимо разобраться что такое «этнография»? Этнография — это наука, изучающая и описывающая материальную и духовную культуру народов мира. На основе анализа элементов национальной культуры она изучает вопросы происхождения народов, выявляет причины отличия их культурно-бытовых особенностей.
Для сбора этнографического материала проводятся экспедиции. Научно-исследовательская экспедиция — это путешествие с целью исследования определенного района, получения новых сведений и знаний. Изучение любого народа с давних пор проводится как минимум тремя способами: стационарным, маршрутным и кустовым.
- При стационарном исследовании ученый отправляется к изучаемому народу на длительный период, иногда на несколько лет. Он поселяется вместе с изучаемым народом, живет его образом жизни, можно сказать, даже становится частью этого народа. Это дает возможность собрать ценный этнографический материал, понять те или иные обычаи, обряды, их смысл, глубже изучить повседневную жизнь коренных народов и др. Яркий пример стационарных исследований – путешествия Н.Н. Миклухо-Маклая на северо-восточное побережье Новой Гвинеи.
- Маршрутный способ применяется, когда проводится первичное знакомство с тем или иным народом. Для этого выбирается определенный маршрут и, проходя по нему, ученые фиксируют все характерные элементы культуры.
- Кустовой способ применяется, когда нужно провести более углубленное изучение народа. Для этого в маршруте следования выбираются определенные населенные пункты, в которых экспедиция делает длительную остановку, устраивает свою базу. Отсюда ежедневно совершаются выезда в близлежащие населенные пункты, расположенные в расстоянии нескольких десятков км. от базы. Именно таким способом пользовались современные российские ученые во время своих экспедиций на Новую Гвинею в 2017 и 2019 г. Исследователи побывали в столице ПНГ — г. Порт-Морсби, – в одном крупнейших городов Берега Маклая — г. Маданг, — а также в деревнях Горенду, Бонгу, Гумбу и Били-Били.
Процесс подготовки и организации научно-исследовательской экспедиции
Теперь мы подошли к основной части – этапам проведения экспедиции. Этнографическая экспедиция разделяется на три этапа:
- Подготовка к экспедиции;
- Проведение экспедиции и сбор этнографического материала;
- Обработка, анализ и представление собранного в экспедиции материала.
Все из перечисленных выше этапов одинаково важны и недоработка только на одном этапе приведет к снижению полезности всей экспедиции. Успешно проведенная экспедиция может принести новые открытия и незаменимый жизненный опыт.
Подготовка и планирование экспедиции
В большинстве случаев экспедиционные исследовательские работы выполняются коллективом. Все участники исследовательской группы могут работать над достижением одной цели, или каждый из них может вести самостоятельное исследование, оказывая всевозможную помощь своим товарищам. Для успешной реализации экспедиции нужно тщательно отнестись к отбору команды.
Этап планирования играет очень важную роль в подготовке экспедиции. От тщательности планирования во многом зависит успех всей экспедиции. В то же время, не бойтесь ставить перед собой амбициозные задачи, ведь это поможет вам войти в историю! Также важно помнить о выборе актуальной темы исследования, которая позволит продолжить преемственность изучения северо-восточного побережья Новой Гвинеи (Берег Маклая) российскими учеными.
Перед отправкой в экспедицию необходимо провести информационную подготовку и изучить весь имеющийся материал по теме исследования, региону и месту, вплоть до деревушки, куда вы собираетесь отправиться. Такой материал зачастую содержится в архивах, научных публикациях, музеях и даже в интернет блогах. В случае Берега Маклая весь материал об исследованиях Новой Гвинеи отечественными учеными доступен в Библиотеке Фонда им. Миклухо-Маклая. Ознакомление с уникальными свидетельствами участников прошлых экспедиций даст возможность выяснить, то, что уже сделано предыдущими поколениями до вас и, главное, позволит сделать настоящее открытие! Например, для отправки в экспедицию на Берег Маклая в 2017 г. потребовалось два года на сбор полного материала о северо-восточном побережье Новой Гвинеи. Также примечателен опыт Н.Н. Миклухо-Маклая из XIX в. Именного знакомление с научной литературой, беседы и переписка с ведущими отечественными и мировыми учеными навели Миклухо-Маклая на мысль, что запланированные им многолетние исследования целесообразно начинать с Новой Гвинеи – огромного острова в Океании, который в то время фактически оставался для европейцев неизведанной частью земного шара, что позволило ему совершить великое множество открытий.
Важным этапом информационной подготовки следует считать составление списков научного оборудования, снаряжения, личных вещей и рациона питания. В любой экспедиции применяется фото-, видеотехника, для определения географического положения объектов исследования используются карты и спутниковые навигаторы. Наблюдения, проводимые в ходе экспедиции обязательно вносят в полевые дневники. Для прокладки маршрута необходимо собрать всю доступную информацию о расположении объектов исследования.
Правильно подобранная, соответствующая времени года и природным условиям одежда – одно из обязательных условий успешной экспедиции. Одежда должна мало весить, быстро высыхать или не промокать, защищать от жары, кровососущих насекомых, в то время как обувь следует выбирать исходя из ее удобства, легкости, прочности, защиты ног, быстрой сушки.
Важнейшим и незаменимым приспособлением для переноски личных вещей и научного оборудования снаряжения является рюкзак.
Проведение экспедиции и сбор этнографического материала
И вот, вы со знаниями, оборудованием, в нужной одежде и спланировав маршрут прибыли на место проведения экспедиции. Настало время первого знакомства с коренным населением Берега Маклая. Первое знакомство с коренными жителями – это один из важнейших моментов экспедиции, ведь в данном случае вы показываете уважение к их культуре и ценностям, а также демонстрируете мирные намерения, четко, кратко, но понятно рассказываете о цели вашей экспедиции. Например, по прибытии на Берег Маклая в 2017 г., российские ученые собрались в деревне Горенду, чтобы познакомиться с потомками Туя, первого папуаса, ставшего другом и проводником для Миклухо-Маклая в XIX веке. Руководители экспедиции — Н.Н. Миклухо-Маклай, — поделился планами исследователей и представил отдельно каждого участника экспедиции. Что немаловажно, глава экспедиции заранее купил и привез на лодке местным жителям свинью, которая была передана потомкам Туя, чему они были очень рады. Благодаря грамотно проведенной информационной работе Николай Миклухо-Маклай знал, что свинья для папуасов — очень-очень ценный подарок. Именно этот подарок в дальнейшем помог ему собрать коллекцию предметов быта и материальной культуры, так как в знак благодарности папуасы делали подарки со своей стороны и, как и во времена Маклая, ничего не просили взамен.
Для сбора точной информации вам понадобится знать местный язык. Официальным языком в Папуа – Новой Гвинее (наряду с ток-писином) является английский, что комфортно для современного исследователя. В то же время, так же как папуасы хранят память о нашем великом соотечественнике, мы помним их традиции и язык, переданные нам Миклухо-Маклаем в дневниках, показывая уважение к их культуре. Еще в последней трети XIX в. Н.Н. Миклухо-Маклай составил словарь из 350 слов, который стал основой для общения с местными жителями как советских, так и современных российских ученых, что было особенно приятно для местных жителей.
Факт, что экспедиция подготовлена заранее, существенно облегчает важный и нередко занимающий много времени первый этап полевой работы — знакомство и вхождение в контакт. Собеседники могут находить вас сами.
Одним из страхов широкой аудитории, которая только-только знакомится с Папуа – Новой Гвинее являются тропические болезни, в основном — малярия. Будучи в экспедиции на Берегу Маклая ученые соблюдали довольно простые правила для предотвращения заболевания малярией: ношение одежды, которая закрывает ноги (штаны), руки (одежда с длинными рукавами) и голову (кепка, шляпа); использование спрея от комаров. По сей день в мире не существует прививки, которая гарантировано защитит от малярии, но в XXI веке эта болезнь не опасна, так как есть все необходимые лекарства для ее лечения.
Сбор легенд и преданий коренных жителей занимает одно из важнейших мест в этнографической экспедиции. Есть определенные правила сбора местных преданий, соблюдение которых значительно облегчает работу исследователя, делает ее более качественной и комфортной. Исследователь должен обязательно подготовиться к встрече с жителем деревни, а также точно знать, что ему необходимо записать и продумать очерёдность вопросов. Для налаживания беседы сначала стоит поговорить о бытовых делах или начать с просьбы к жителям деревню рассказать их самые любимые предания и легенды.
Технология сбора предметов быта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ученому важно найти не только предмет, но и собрать о нем полную информацию, иначе после экспедиции, в особенности в такие далекие края как Новая Гвинея, у вас уже не будет возможности переспросить или уточнить.
Данные о предмете, необходимые для сбора:
- наименование (на местном языке, английском и русском);
- его возраст и бытовую принадлежность – «легенду»;
- биографию его прежних хозяев;
- аналоги в истории;
- принадлежность места сбора к району страны;
- текстовое описание географического положения места сбора, по отношению к однозначно узнаваемым на карте ориентирам (лучшими ориентирами следует считать реки, горы, побережья, малые населенные пункты и др.);
- географические координаты места сбора;
- дата сбора и фамилию сборщика.
Безусловно, в ходе экспедиции необходимо соблюдать правила безопасности, а каждый исследователь должен уметь оказывать медицинскую помощь.
Обработка и представление результатов научно-исследовательской экспедиции
По возвращении из экспедиции вас ждет этап обработки результатов, полученных за время вашего путешествия. На всех этапах путешествия мы должны помнить, что экспедиция, лишь способ получения данных, а результатом исследования являются обработанные и опубликованные научные данные.
Итак, в какой форме или формах вы можете представить результаты своего исследования? Безусловно, если вы провели научно-исследовательскую экспедицию, то по итогу вам необходимо подготовить научную статью, выступить с ней на конференции и издать ее в авторитетном научном издании. Для этого нам необходимо выяснить, что такое «научная публикация»? Научная публикация – это публикация научного характера, в которой приводятся анализ и результаты исследования одного или нескольких ученых. Опубликовав научную работу, вы можете завоевать новые позиции или упрочить свой статус известного ученого, но только в кругу ученых или близких к науке людей. Как известно, далеко не все читают научные журналы, а вот научно-популярные издания, блоги, YouTube и ТВ-каналы смотрят многие, равно как и посещают интересные выставки в музеях. В этом случае вы можете рассказать широкой аудитории от мала до велика о своем уникальном путешествии простым и понятным языком.
Умение грамотно и доступно писать научные или научно-популярные статьи — важная черта современного исследователя, которой также славился и великий ученый-путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай. Недаром его дневниковые записи из экспедиций по Австралии, Океании и Юго-Восточной Азии, предназначенные для научных целей, ныне доступны в разделе «Путешествия» из-за доступной подачи ценных научных знаний.
Перспективы изучения Берега Маклая в XXI в.
Может показаться, что современная наука настолько глубока и сложна, что в современности уже нет места новым открытиям в области этнографии, этнографии, истории и др. Более того, как отметил один из участников современных российских экспедиций на Берег Маклая, научный сотрудник ИАЭ РАН Игорь Чининов: «На примере изучения материальной культуры папуасов деревень Горенду и Бонгу можно наглядно убедиться, как „вчерашний день” уживается с „сегодняшним” и, возможно, легко встретит „завтрашний”»
Значение экспедиций для будущих поколений
Берег Маклая (северо-восточное побережье Новой Гвинеи) в XIX веке стал берегом жизни Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Побывав здесь однажды, он стремился сюда до последних дней своей жизни. Это загадочное место, так похожее на мечту человека об утерянном рае, населенное людьми, для которых главными все еще остаются нематериальные ценности, пробуждает в душе лучшие чувства.
Берег Маклая, который он так стремился сохранить для будущего человечества, чудесным образом остается прежним и по сей день. И цель исследовать и сохранить его — все так же актуальна.
Берег Маклая и Папуа – Новая Гвинея — это настоящее сокровище и ценный источник для будущих поколений российских ученых, в особенности для молодых исследователей. Наша цель – продолжение исследований Новой Гвинеи и Океании с привлечением молодых специалистов. Кроме того, Россия и Папуа – Новую Гвинея обладают полуторавековой историей историко-культурных связей, которые будут способствовать более плодотворному сотрудничеству и проведению по-настоящему качественных экспедиций.
Список использованных источников и литературы
- Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология). Курс лекций студентам исторического факультета Казанского университета. М:. 2001. 317 с.
- Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций . М.: 1966. 108 с.
- Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествие на Берег Маклая. СПб., 2018. 80 с.
- Селиванов А.Е., Шкараба Е.М., Карасев К.А. Экспедиционная исследовательская работа. Пермь: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2012. 49 с.
- Чернаков А. А. Подготовка и проведение краеведческих краеведческих экспедиций. 2017. 124 с.
- Шевелёва М.А. Методические рекомендации для сбора информации в фольклорно-этнографической экспедиции. URL http://ocntpskov.ru/wp-content/uploads/2015/10/Metodicheskie-rekomendatsii-dlya-sbora-informatsii-v-folklornoj-ekspeditsii.pdf, 4 с.