Российская научно-исследовательская экспедиция в Папуа – Новую Гвинею (2017 г.)
После двух масштабных советских научных экспедиций, организованных АН СССР в 1970-х гг., которые внесли значимый вклад в многостороннее изучение региона и продолжили труды, начатые выдающимся отечественным исследователем Н.Н. Миклухо-Маклаем в 1871 г., полевые исследования на Берегу Маклая в Папуа – Новой Гвинее не проводились. В научной работе наступил длительный период «затишья». Однако стоит признать, что в начале XXI в. россияне несколько раз посещали берега севера-востока Новой Гвинеи как наиболее интересный для исследований регион, но комплексных экспедиций организовано не было.
Ситуация изменилась только в 2017 г., когда Фондом им. Миклухо-Маклая, при участии ученых Российской академии наук из Москвы и Санкт-Петербурга, была организована и осуществлена экспедиция на Берег Маклая, Инициатором экспедиции стал потомок по линии старшего брата и полный тезка выдающегося российского ученого Н.Н. Миклухо-Маклай-младший, который и основал Фонд. Одной из его задач стало не только создание условий для возобновления исследований российских ученых Новой Гвинеи и Океании, но и всесторонняя поддержка исследователей и сохранение преемственности в изучении этого региона российскими учеными.
В первую очередь следует ответить на вопрос, зачем в XXI в. организовывать научно-исследовательскую экспедицию в эти далекие от России края? Казалось бы, там уже давно все изучено и ничего нового российские ученые открыть не смогут. О значимости таких исследований хорошо сказал Д.Д. Тумаркин – выдающийся отечественный этнограф, руководитель этнографических экспедиционных отрядов в Папуа – Новую Гвинею, проводивший в 1970-е гг. исследования в этом регионе: «На примере папуасов Берега Маклая можно проследить развитие человеческой цивилизации в этом регионе от периода „каменного века“ вплоть до наших дней».
Напомним, что tot в XIX в. Н.Н. Миклухо-Маклай, первым из европейцев прибывший на северо-восточное побережье о. Новая Гвинея в 1871 г., встретил папуасов, которые даже не знали, что такое железо, и он первым познакомил их с изделиями из металла. Недаром, например, русское слово «топор» и еще десяток других с тех пор используются жителями Берега Маклая.
В XXI в. Н.Н. Миклухо-Маклай-младший поставил своей целью найти информацию о том, что изменилось на Берегу Маклая за прошедшие со времени последних советких экспедиций и наладить дружественные всесторонние контакты с островным государством. Было принято решение собрать команду ученых для исследования этого региона в полевых условиях. В состав первой в новейшей истории России экспедиции вошли: Игорь Чининов – научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИАЭ РАН, Арина Лебедева – научный сотрудник Отдела Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Дмитрий Шаромов – фотограф экспедиции.
Путешествие на Берег Маклая в 2017 г.
Экспедиция вылетела из Москвы в австралийский Сидней 11 сентября 2017 г., но по ряду причин (задержки и отмены рейсов, а также из-за проблем с визами) задержалась на несколько дней. В итоге в папуа-новогвинейском городе Маданг, откуда было запланировано отправиться на лодке к Берегу Маклая, члены экспедиции оказались только 16 сентября, в День независимости Папуа – Новой Гвинеи, потратив на путешествие на самолетах 6 дней с учетом пересадок и остановок.
Уже в Маданге к экспедиции присоединился в качестве переводчика с местного языка ток-писин (разновидность пиджина) уроженец Иркутска и католический миссионер Степан Цергель, который был заранее приглашен. В этот же день исследователи на судне Питера Бартера, крупного общественного и государственного деятеля Папуа – Новой Гвинеи, оказавшего большое содействие российской экспедиции, направились к мысу Гарагасси, тому самому месту, где в 1871 г. высадился Н.Н. Миклухо-Маклай (назвав его мысом Уединения). Прибытие гостей из далекой страны – родины Миклухо-Маклая стало невероятным событием для местных жителей. На берегу собралось более трех тысяч человек, прибывших со всех окрестных деревень и с нетерпением ожидавших появления людей из другого мира. Местные жители, папуасы, в честь прибытия дорогих гостей устроили грандиозное представление с песнями, танцами и пантомимами.
Невероятно, но новогвинейцы даже водрузили российский флаг на том самом месте, где 150 лет назад стояла хижина выдающегося российского ученого. Жители Берега Маклая сами проявили инициативу и отыскали российский флаг, чтобы организовать встречу, о которой их заранее предупредили. Там же папуа-новогвинейцы спели гимн Независимого Государства Папуа – Новая Гвинея. Эта трогательная встреча с миром, о котором мы так хорошо знали по дневникам Миклухо-Маклая, а также книгам и трудам советских ученых, оставила неизгладимое впечатление и осознание того, как хорошо здесь помнят Россию и «человека с Луны».
Местными жителями была подготовлена инсценировка первой встречи Н.Н. Миклухо-Маклая с папуасом Туем. В роли русского ученого выступил его потомок и руководитель экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклай-младший. Во время праздничных мероприятий многие местные жители, папуасы, облачились в традиционные наряды, используемые до сих пор во время праздников: они практически не изменились со времен Миклухо-Маклая (разве что стало значительно меньше головных украшений из перьев птиц из-за обеднения местной фауны).
Жизнь и быт папуасской деревни на Берегу Маклая
По окончании торжественной встречи, продлившейся несколько часов, члены экспедиции отправились в деревню Горенду и были размещены в одной из семейных хижин, где им предстояло жить в течение десяти дней. Кроме Горенду исследователи также посетили и соседние деревни – Бонгу и Гумбу, расположенные в нескольких километрах друг от друга.
Образование
Надо уточнить, что центральной считается деревня Бонгу, там и находится местная школа для трех деревень, рассчитанная на пятьсот детей разных возрастов, в которой можно получить образование по российским меркам до 7–8 класса. Бонгу населяет около трех тысяч человек, справа с ней граничит Горенду, с населением около тысячи жителей, а следующей за ней немного уходящая от побережья в джунгли – деревня Гумбу, с населением около семисот человек.
Постройки
При проведении полевых исследований выяснилось, что только жилище лидера деревни и клана Горенду Аселя Туя (потомка в пятом поколении того самого папуаса Туя, который стал другом-папуасом Миклухо-Маклая в XIX в.) является в настоящее время редким примером того, как строили хижины во времена Миклухо-Маклая 150 лет назад, т.е. на земле. Бо́льшая же часть построек папуасов сохранила тот традиционный характер, что и во времена советских экспедиций конца XX в. Почти все они возводились на сваях – эта традиция возникла здесь в конце XIX столетия. Однако другие конструктивные особенности, в том числе строительные материалы (кровля непременно покрывается листьями саговой пальмы, стены изготавливаются из расщепленного бамбука и т. д.), не изменились.
Предметы домашнего обихода и украшения
При более детальном изучении быта папуасов, этнический состав которых не претерпел каких-либо существенных изменений за последние 150 лет, что свидетельствует о минимальной миграции между регионами острова, были выявлены и многие другие прочно устоявшиеся элементы их традиционной материальной культуры. К примеру, в обиходе все так же широко используются сплетенные из листьев кокосовой пальмы циновки, для приготовления пищи применяются производимые в деревне Били-Били глиняные горшки, повсеместно в ходу плетеные сумки, правда, еще в конце XIX в. они были только женским аксессуаром, в основном для переноски детей и хозяйственной утвари, в настоящее время их носят как мужчины, так и женщины. Также встречаются различные украшения из клыков дикой свиньи и ракушек, которые в XIX в. считались деньгами, – они ценятся до сих пор и используются в ожерельях и украшениях.
Сохранение культуры Берега Маклая
Все это подтверждает, что, несмотря на проникновение предметов современного западного мира, папуасы этих деревень бережно хранят многие из своих традиций. А их самобытная культура под давлением инноваций не растворилась полностью и гармонично уживается с новшествами, такими как радио, мобильные телефоны, солнечные батареи, современная посуда для приготовления пищи. В целом, жители деревень Бонгу, Горенду и Гумбу сохраняют многие элементы из своей традиционной культуры, а современные элементы органично накладываются на жизненный уклад. Более того, многие местные жители очень трепетно относятся к своей этнокультурной идентичности и всеми силами прививают ее молодому поколению.
Предания Берега Маклая
В ходе экспедиции 2017 г. Н.Н. Миклухо-Маклай-младший собрал предания жителей деревень Бонгу, Гумбу и Горенду о своем знаменитом предке, которые начиная с XIX в. из поколения в поколение передают своим потомкам старейшины этих деревень. И эти воспоминания о выдающемся исследователе и большом друге папуасов поразительно точно повторяют его дневниковые записи, а некоторые факты позволяют утверждать, что Миклухо-Маклай для местных жителей был практически божеством – тамо боро рус или «большой русский человек», навсегда оставивший след в их сердцах и преданиях. А для того, чтобы сохранить память о путешественнике, местные жители дают своим детям его имя – Маклай.
Российские ученые в деревне гончаров и судостроителей Били-Били
Российские ученые на лодках покинули деревню Горенду, добравшись до города Маданг, и уже на следующий день, 22 сентября 2017 г., экспедиция добралась до деревни Били-Били, где также была жива память о Миклухо-Маклае, благодаря чему общение проходило очень доброжелательно с первых минут. В прошлом били-бильцы населяли небольшой одноименный островок, однако в 1912 г. их переселили c острова на берег Новой Гвинеи после восстания против германских колониальных властей. Напротив своей старой деревни Били-Били, они основали новую, также названную Били-Били. Население деревни составляет около трех тысяч человек. Будучи умелыми судостроителями и первоклассными гончарами, били-бильцы традиционно сбывали свои изделия во всех окрестных деревнях, доставляя их на своих лодках. Их глиняные изделия, созданные без гончарного круга, горшки, посуда, так необходимые в повседневной жизни, всегда пользовались большим спросом во всех деревнях Берега Маклая.
Первые встречи с учеными и преподавателями Папуа – Новой Гвинеи
Задача экспедиции была не только в том, чтобы провести многоплановые исследования в тех местах, где работал выдающийся российский ученый, но и наладить культурные и деловые контакты для развития двусторонних отношений.
Первая знаменательная встреча российских исследователей с местными учеными и преподавателями состоялась в Университете Папуа – Новой Гвинеи – главном учебном и научном учреждении страны, в котором только в столице г. Порт-Морсби обучается около 5 тыс. студентов, а с учетом филиалов около 15 тыс. по всей стране. Безусловно, это не единственное учебное заведение, и в Папуа – Новой Гвинее они расположены почти во всех городах страны, предоставляя возможность обучения для всех желающих. Важно учитывать, что Папуа – Новая Гвинея обрела независимость только 16 сентября 1975 г. и является сравнительно молодым государством с развивающейся системой образования. Обращает на себя внимание рвение к знаниям папуа-новогвинейских студентов: они понимают, что образование — это окно в новый мир.
Русские топонимы могут вернуться на карту Папуа – Новой Гвинеи
Продолжая экспедицию по следам выдающегося путешественника, члены экспедиции отбыли в Австралию, в Сидней, откуда этнографы вылетели в Москву, а Н.Н.Миклухо-Маклай-младший еще две недели проводил свои исследования в Австралии, где жил и работал его великий предок в перерыве между своими экспедициями по Юго-Восточной Азии и Океании. Стоит отметить, что Н.Н. Миклухо-Маклай считается австралийцами одним из основоположников австралийской науки, и в научных кругах его хорошо помнят и в наши дни. В 1878 г. он предложил создать в Сиднее морскую биологическую станцию в бухте Уотсонс-бэй. К осени 1881 г. станция была построена, и в октябре Миклухо-Маклай там обосновался. Уже в июле 1885 г. Н.Н. Миклухо-Маклаю пришлось навсегда покинуть станцию из-за обострения отношений между Великобританией и Россией. Создавая биологическую стацию, Миклухо-Маклай мечтал, чтобы весь земной шар был покрыт сетью биологических станций, для того чтобы они служили базами для посещения учеными со всего мира, где они смогли бы проводить исследования, перемещаясь от одной к другой.
В архивах Сиднея, где также проводил свои исследования Миклухо-Маклай-младший, было обнаружено достаточно много материалов, свидетельствующих о том, что и австралийцы в своих документах называли северо-восточный берег Новой Гвинеи Берегом Маклая, а переименование его в Rai Coast произошло только в начале XX в. по имени одной из местных деревень. Архивные находки позволяют поставить вопрос о возвращении Берегу Маклая его первоначального наименования на картах Папуа – Новой Гвинеи, тем более что это всецело поддерживают местные жители.
Первые основные результаты экспедиции 2017 г.
По результатам экспедиции 2017 г. были собраны обширные сведения и коллекции по материальной культуре современных бонгуанцев, а руководитель экспедиции составил уникальную коллекцию из 56 предметов жизни и быта, большинство из которых были идентичны предметам, собранным Миклухо-Маклаем в XIX в. По возвращении в Россию коллекция была подробно описана при участии научных сотрудников Музея Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, что подтвердило ее высокую историко-культурную и этнографическую ценность, и по праву пополнила музеи России.
Также по итогам научно-исследовательской экспедиции 2017 г. был выпущен документальный фильм «Человек с Луны», который с неизменным успехом демонстрируется на телеканалах России и Папуа – Новой Гвинеи. Высококачественные фотографии и портреты аборигенов были переданы в Музей антропологии им. Д.Н. Анучина МГУ, г. Москва. Были подготовлены иллюстрированные издания, вышла научно-популярная книга «Путешествие на Берег Маклая», автором которой стал руководитель экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклай-младший. Известно, что подробное описание коренных жителей этого региона Новой Гвинеи содержится в трудах Н.Н. Миклухо-Маклая-ст., и тем интересней было узнать, каким увидели Берег Маклая его потомки – отечественные исследователи XXI в.
Российская научно-исследовательская экспедиция в Папуа – Новую Гвинею (2019 г.)
Хорошие результаты первой экспедиции 2017 г. заложили основу для продолжения исследований данного региона российскими учеными и налаживания более тесных контактов между Россией и Папуа – Новой Гвинеей.
В конце апреля–начале мая 2019 г. состоялась уже вторая экспедиция на Берег Маклая, организованная и проведенная Фондом им. Миклухо-Маклая. Ее руководителем вновь стал Н.Н. Миклухо-Маклай-младший. В состав экспедиции на этот раз вошли этнолог Игорь Чининов и лингвист из Университета Папуа – Новой Гвинеи в Порт-Морсби Ольга Темпл.
На Берегу Маклая (провинция Маданг) гостей из далекой России уже встречали как старых друзей. Маклай обещал вернуться и вернулся! На этот раз члены экспедиции разместились в деревне Маклая: так эта деревня, состоящая из пяти семейных хижин, была названа Аселем Туем в честь Маклая-ст. и в память об экспедиции 2017 г. Она расположена напротив того самого мыса Уединения (мыса Гарагасси), где в XIX в. высадился русский ученый. Исследователи посетили деревни Горенду, Бонгу, Гумбу, где изучали местный фольклор, фотографировали и вели съемку документального фильма.
Этнолигвистическое многообразие Берега Маклая
Лингвист О. Темпл проводила свои исследования, основываясь на записях Миклухо-Маклая-ст., составившего первый словарь из 350 слов неписьменного языка, и, конечно, было очень приятно убедиться в том, что язык, который русский ученый начал изучать первым, сохранился, а частью его стали такие русские слова, как «топор», «кукуруза» и др.
Следует заметить, что Новая Гвинея – это уникальное место на нашей планете, где люди говорят на 867 языках, и нередко жители, живущие в соседних деревнях, совсем не понимают друг друга. В XXI в. для общения все больше используется английский язык, так как он является языком образования в Папуа – Новой Гвинее. Не исключается также и ток-писин, язык, сложившийся после колонизации о. Новая Гвинея для межплеменного общения и общения с колонизаторами того времени, также в обиходе язык своей деревни и соседней, и это уже четыре языка. Именно 4 языка – тот необходимый минимум, чтобы сами папуа-новогвинейцы могли свободно общаться в своей стране.
Современный хозяйственный уклад Берега Маклая
Этнолог Игорь Чининов продолжал начатые в 2017 г. исследования современного хозяйственного уклада жителей Горенду и Бонгу. Хозяйственный уклад жителей Горенду несильно изменился за последние 150 лет. Его основой остаются земледелие, рыболовство, охота и животноводство. Причем первое значительно преобладает над остальными. Из огородных культур важнейшими остаются таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник. Причем это культуры с отличными вкусовыми качествами. Выращивается и кукуруза, семена которой привез новогвинейцам Миклухо-Маклай.
Наиболее важное значение для бонгуанцев (как и для большинства океанийских народов) имеет кокосовая пальма. Мякоть кокоса – одно из любимых лакомств папуасов. Сок («молоко») незрелого кокоса отлично утоляет жажду, скорлупа идет на различные поделки.
Миклухо-Маклай-младший, помимо сбора очередной коллекции, работал над фильмом о жизни и быте папуасов Берега Маклая и об Аселе Туе, потомке легендарного папуаса Туя – того самого Туя, который первым встретил Миклухо-Маклая в далеком 1871 г. и позже стал его другом. В процессе съемок, а также в ходе интервью, взятых для будущего фильма у деревенских жителей, удалось поговорить даже со старейшинами, благодаря тому, что Маклай-младший. стал уже частью клана деревни Горенду: его так же, как и Маклая-старшего, нарекли тамо боро. Помимо престижного статуса на уровне старейшин клана, Тамо Боро также получил и ответственность заботиться о своем клане на Берегу Маклая.
Исследователям посчастливилось поучаствовать в охоте на дикую свинью и рыбалке. Так ученые получили ценные сведения, позволяющие утверждать, что охота и рыбалка сохранили традиционные элементы. Отличие было лишь в том, что теперь для этого в каждой деревне есть свой специалист, а 150 лет назад этим занимались вообще все деревенские мужчины. Однако со слов старейшины Аселя Туя, который в основном занимается огородничеством, каждый мальчик проходит обучение и охоте, и рыбалке и потом уже выбирает, что ему ближе.
Основные результаты российской экспедиции 2019 г.
В ходе второй экспедиции в 2019 г. учеными был собран ценный материал о хозяйственном укладе папуасов (земледелии, рыболовстве и охоте). Было изучено современное состояние бонгуанского языка, зафиксированы те изменения, которые произошли за последние несколько десятков лет со времени советских экспедиций 1970-х гг. Был отснят материал для документального фильма «Асель-Туй, потомок Туя», рассказывающего о различных сторонах жизни и быта жителей новогвинейских деревень. В Горенду были записаны ценные исторические предания об ученом Н.Н. Миклухо-Маклае.
Значимым проектом, свидетельствующим о развитии культурных связей между Россией и Папуа – Новой Гвинеей, стало учреждение 12 декабря 2019 г. Кабинета русского мира – первого российского культурно-информационного центра в столице Папуа – Новой Гвинеи, с целью обучения русскому языку и развитию двусторонних отношений в культурной и научной сферах.
Немаловажным итогом экспедиций 2017 и 2019 гг. стало то, что все участники воочию смогли убедиться, что Россию в этом регионе помнят. И помнят благодаря именно Н.Н. Миклухо-Маклаю. Выдающийся российский ученый и гуманист, общественный деятель на примере папуасов Новой Гвинеи доказал всему миру, что никакой этнос, народ нельзя считать неполноценным из-за каких-либо отличий от белого человека, который является лишь частью этого мира, но не эталоном. Н.Н. Миклухо-Маклай подчеркивал, что необходимо уважительно относиться к культуре всех народов, населяющих нашу планету, и предостерегал от попыток вмешиваться в их развитие, навязывая свои стандарты. Уважительное отношение исследователя к коренным жителям Новой Гвинеи стало залогом того, что истории о нем передаются на этом острове из уст в уста вплоть до наших дней. В Папуа – Новой Гвинее, великий российский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай входит в пятерку самых значимых, признанных в этой стране выдающихся личностей, а его гуманистические идеи актуальны до сих пор.
Список использованных источников и литературы
- Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений: В 6 т. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2020.
- Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествие на Берег Маклая. СПб., 2018. 80 с.
- Тумаркин Д.Д. Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса». М.: Молодая гвардия, 2012. 454 с.
Чининов И.В. Материальная культура жителей деревень Горенду и Бонгу (Новая Гвинея) в начале XXI века: традиции и инновации. (По материалам полевых исследований) // Вестник антрополо-гии. 2019. № 3 (47). С. 243–255.